Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Новый Иерусалим на русской земле

Текст, фото - Елена Красильникова

 

19 ноября в рамках проекта «Святые места России» студенты и преподаватели Тверской ГСХА посетили русский «Новый Иерусалим», место удивительное и уникальное в религиозном и историко-художественном отношении. В свое время (в XVII веке) этот монастырь был создан, чтобы пропагандировать и утверждать идею «Москва-Третий Рим», чтобы красотой и совершенством своих художественных форм прославлять Русскую православную церковь и русскую культуру в целом!
Для тех, кто стремится постичь сущность русской культуры, необходимо знать ее православную составляющую. Это предполагает знание истории принятия христианства на Руси, особенностей православия как одной из конфессий (направлений) христианства, оказавшейся ближе духовному складу русского человека, его ментальности. Наиболее доступный путь узнавания православной культуры для светского человека – это постижение ее через памятники церковной архитектуры, иконописное искусство, церковную (например, житийную) литературу. Посещение православных монастырей, в которых представлены все формы религиозной культуры, - оптимальный способ открытия для себя православной русской культуры. И хорошо, если первая встреча с православной монастырской культурой произойдет в знаковом месте, таком как Новоиерусалимский монастырь.
Осенью 2014 года нам удалось побывать в Иверском монастыре, «основанном по образцу Иверского монастыря на Афоне в 1653 году патриархом Никоном, пленившимся красотой местности», красотой валдайского края. Три года спустя в 1656 году тот же патриарх Никон возводит Новоиерусалимский монастырь.
Для большинства наших соотечественников патриарх Никон – это прежде всего яростный борец со старообрядчеством, безжалостно уничтожавший противников реформы русской церкви. Вместе с тем деятельность Никона была значительно больше, чем гонение на старообрядцев. Его деятельность на посту патриарха всея Руси безусловно отвечала главному требованию времени – возвышению Московского царства как преемницы духовного наследия Византии. Этому статусу надо было соответствовать не только по духу, но и по форме! А для этого необходимо было исправить церковные книги в соответствии с греческими образцами, внести изменения в обряды, процедуру богослужения. Что и начинает активно осуществлять Никон. Историки отмечают, что патриарх Никон так же ревностно вводил все греческое, как Петр Великий – все западное. Сравнение показательное: по масштабу исторической значимости фигура Никона соизмерима личности самого Петра. Так же как и Петром I Никоном руководили не личные амбиции, а желание возвысить православное государство и православную церковь.
В зените своей славы патриарх Никон задумал строительство русского Иерусалима. Для постройки монастыря Никон подыскал место под Москвой чем-то похожее на Палестину, распорядился привезти из Иерусалима модели и чертежи Иерусалимского храма. Взяв за основу Иерусалимский храм, он создал памятник, ставший образцом древнерусского зодчества!
Для строительства монастыря Никон призвал мастеров со всей Руси. В числе их упоминаются и наши земляки. Так, строительство главного Воскресенского собора вел каменных дел мастер Аверкий Макеев – крепостной Калязинского монастыря; во главе артели плотников встал приехавший из Осташкова Иван Яковлев; керамическую отделку храма доверили мастерам из Старицы.
Но патриарху Никону не удалось полностью осуществить свой замысел. С отъездом в Москву и последовавшей за ней ссылкой патриарха строительство собора остановилось и возобновилось только при царе Федоре Алексеевиче. При нем в 1679—1685 гг. Воскресенский собор открыл свои двери для прихожан.
Шли годы и время неумолимо разрушало храм. В 1723 году рухнул каменный шатер, пожар 1726 года повредил внутреннюю отделку храма. Восстановительные работы начались во время правления императрицы Елизаветы Петровны, которая поручила возглавить эту работу архитектору В.В. Растрелли. Так, в отделке собора появились барочные детали, подчеркивающие роскошь и украшенность строения. А в 1792 году случился очередной пожар. Храм восстанавливал уже архитектор русского классицизма М.Ф. Казаков. В духе классицизма стены храма покрыли мрамором с частичной позолотой.
В XIX — начале XX в. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых паломниками в России. Но 1917 год принципиально изменил судьбу монастыря. В 1918 г. обитель закрыли, а в ее стенах устроили Истринский художественно-исторический и краеведческий музей.
В 1941 г. Истра была оккупирована фашистами. В монастыре стояла дивизия СС «Рейх», саперы которой перед отступлении из города взорвали Воскресенский собор, колокольню, часть стен. Среди многочисленных преступлений, совершенных фашистами во время войны, разрушение комплекса Новоиерусалимского монастыря – одно из самых тягчайших. Факт варварского разрушения Новоиерусалимского монастыря был одним из пунктов обвинительного заключения на Нюрнбергском процессе. В 1994 году монастырь был возрожден в 1994 г. А спустя 14 лет начались реставрационные работы.
Сегодня, благодаря усилиям наших соотечественников, мы имеем возможность посетить отреставрированный Новоиерусалимский монастырь и главную его святыню – Новоиерусалимский храм. Многие из нас, впервые увидевшие Воскресенский собор, сначала восхитились куполами Константино-Еленинской церкви, самого собора и его огромного шатра ротонды. Затем, по мере движения вдоль фасада мы осознали громадные масштабы храма, только длина которого составила около 100 м. Под стать размерам храма и количество приделов, часть из которых (всего их 29!) мы посетили. Полюбовались мы и ротондой (круглая в плане постройка), внутри которой располагается Кувуклия (часовня Гроба Господня). Сегодня действующими являются храм свв. равноап. Константина и Елены (1750—1754), Воскресенский собор с теплым приделом Успения Пресвятой Богородицы, храм Рождества Христова. Реставрация Новоиерусалимского монастыря продолжается: в законченном виде монастырь предстанет уже в начале 2017 года.
Если реставрация близится к завершению, то история одного из самых знаковых памятников земли русской продолжается. Первоначальное строительство монастыря, растянувшееся на 28 лет, а затем его восстановление, растянувшееся уже на десятилетия, стало очень важным средством объединения русской нации в XVII веке, а после, в XX-XXI веке - не менее важным средством восстановления и укрепления нашей утраченной идентичности.