Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Театральная Москва (по пушкинской карте к Пушкину)

22 февраля, на исходе зимы, мы, студенты и преподаватели Тверской ГСХА, отправились в театральную Москву – по пушкинской карте к Пушкину. В нашей культуре Пушкин – это больше, чем имя гениального поэта. Пушкин – это целое явление русской культуры, раскрывающее самую суть русского человека, русской жизни во всех ее проявлениях. Пушкина можно и читать, и пересказывать, и слушать. А еще можно смотреть представления, созданные по произведениям поэта. Что мы и сделали, отправившись в один из московских театров на спектакль «Евгений Онегин». Целью поездки стало посещение Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. Встреча с удивительным театром, рискнувшим поставить далеко не драматическое произведение Александра Сергеевича Пушкина, оказалась приятной и весьма актуальной. А наше «театральное путешествие» стало поводом поговорить еще раз о театре.

 

Прежде всего вспомнить и поговорить о русском театре, гордости русской культуры, имеющей традиции, уходящие вглубь веков. В России первый придворный театр возник в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича. Но все же официальным годом рождения русского театра принято считать 1757, когда при Московском университете, сразу после указа императрицы Елизаветы Петровны, открылся «Русский для представления комедий и трагедий театр».

 

Расцвет русского театрального искусства приходится на годы правления Александра I, золотой век русской культуры. После Отечественной войны 1812 года началась застройка столичной площади, позже названной Театральной. В 1821 году по проекту архитектора Бове было возведено здание Большого театра, открытие которого состоялось в январе 1825 года. А годом раньше, в 1824, был открыт сосед Большого – Малый театр.

 

Начало XX века время ознаменовалось активизацией театральной жизни в новой России. В это время возникают многочисленные студии, которые ищут новые формы, занимаются экспериментаторством. Среди них и был будущий академический театр имени Евгения Вахтангова, годом основания которого считается 1913, год образования студенческой драматической студии. В 2023 этот театр отмечает 110-летие!

 

Легендарный Евгений Вахтангов основал уникальный театр со своим особенным театральным лицом, фантастическим реализмом. Другие режиссеры, Рубен и Евгений Симоновы, Михаил Ульянов, подхватили эстафету и прославили вахтанговский театр, сделав его самым популярным в Москве и в России.

 

Каждый искушенный театрал узнает визитную карточку вахтанговцев, спектакль по сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Теперь утонченная скульптура принцессы украшает старый Арбат. А когда-то премьера этого спектакля имела оглушительный успех. Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Современники, вспоминая дни премьеры, писали: «Вахтангов создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой победительности, что казалось, смерти — не бывает. Вахтангов преодолел ее в искусстве!»

 

С 2007 главным режиссером театра стал Римас Туминас, мастер с уникальным видением театра и театрального искусства. При нем в 2015 году в театре открыли новую сцену на Арбате, 24 — помещение примыкает к зданию театра. В 2016 начало работать «Арт-кафе» — площадка для творческих вечеров, чтений и концертов. Сейчас у театра 4 сцены, студия. Репертуар театра имени Вахтангова насчитывает более 40 спектаклей. Такие спектакли, как «Пристань», «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Маскарад», уже вошли в золотой фонд Вахтанговского театра.

 

«Евгений Онегин», спектакль поставленный в 2013 году, в год 130-летия Евгения Вахтангова, стал своего рода очередной театральной сенсацией. Этот спектакль не для тех, кто ожидает дословное воспроизведение авторского текста, знакомого нам еще по школьной программе. Это – спектакль, где сам режиссер выступает соавтором Пушкина. Это – Римас Туминас в своей лучшей форме. В постановке классического произведения можно разглядеть фирменный почерк Туминаса: большой стиль, свободное дыхание, живописность.

 

Различий с пушкинской «энциклопедией русской жизни» гораздо больше, чем сходства. Так, здесь нет (почти нет) никакого П. И. Чайковского. Звучит исключительно Фаустас Латенас, современный композитор, автор музыки ко всем громким театральным постановкам Римаса Туминаса. Здесь многое говорят не голосом, а телом, много поют – но не стихи Пушкина, а французский шансон. Здесь два Онегина, молодой, чувственный и зрелый, размышляющий. Двум Онегиным соответствуют два Ленских, один из них добрый приятель, другой романтический влюбленный.

 

Многие сцены, непонятные на первый взгляд, настолько точно отражают русский менталитет, что поражаешься тому, как точно, тонко, иронично и с какой любовью их выстроил Туминас. Несколько сцен долго еще не забудутся: взлетающие на качелях девушки, танец Татьяны со скамейкой, пьющий крынками брусничную воду Онегин, дуэль и снегопад, первое появление на сцене смешного Ленского, поедающие малиновое варение Татьяна и Гремин. И главный элемент декорации – огромное, почти на весь задник, зеркало, в глубине которого таинственно отражаются герои...

 

Критики разошлись в оценке этого спектакля. И все же, тех, кто высоко оценил «Евгения Онегина» в постановке Туминаса, значительно больше. Этот спектакль признали образцом чистого театрального искусства, высокохудожественной стилизацией пушкинской эпохи, взглядом на нее из дня сегодняшнего. Безупречное чувство стиля проявляется визуально, пластически, интонационно во всем – в режиссуре, сценографии, игре.

 

И еще: спектакль по духу «вахтаноговский», его можно ставить в один ряд с «Принцессой Турандот». А это уже знак качества, проверенный временем. И нам, студентам и преподавателям Тверской ГСХА, посчастливилось быть зрителями знаковой постановки.

 

Елена Красильникова

Фото