Настроиться на труд и получать от него удовольствие
Фоторепортаж на Vk.com, на Mail.ru
В академии уже второй год существует студенческий педагогический отряд, названный по имени знаменитого детского курорта, куда студенты ездят летом и осенью на работу, – Артек. Один из его командиров – старшекурсник технологического факультета, группа НЖ-1301, Артем Пименов, недавно вернувшийся из Крыма. Наш корреспондент побеседовал с ним об Артеке, где Артем за два года отработал восемь смен и не думает на этом останавливаться.
– Артем, добрый вечер. Мы можем поговорить об Артеке?
– Да, что вы хотите узнать?
– Отлично, спасибо. Когда ты работал, все лето?
– Нет, я работал с 5 августа по 23 октября.
– Стало быть, около трех месяцев. Какая по счету это была смена?
– В том году я отработал в Артеке 5 смен, в этот раз 3 смены.
– Одна смена – один месяц?
– Одна смена – 21 день.
– Ясно. А почему снова поехал а Артек?
– Чудесная природа, отличное руководство и коллектив, новые друзья со всей России.
– Ты ведь работал вожатым? В каком лагере в прошлом и в этом году?
– В том году был в первый раз. Работал в лагере «Морской».
– А в этом?
– Точно так же.
– Что-нибудь изменилось по сравнению с прошлым годом? И каково вообще работать с детьми?
– Стали лучше условия проживания для вожатых. Построили целый вожатский корпус, открыли еще три лагеря – Кипарисный, Полевой и Лесной.
С детьми очень здорово: слушать, как они делятся впечатлениями, готовиться с ними к различным конкурсам. Но это и большая ответственность.
– Есть разница между лагерями?
– Разница лишь в количестве детей в лагере, ну и в паре мероприятий. А в целом все лагеря одинаковые.
– Скажи, в этом году ты поехал по своей инициативе или тебя пригласили?
– По своей инициативе. Я очень хотел побывать там снова.
– Чем же все-таки очаровал тебя Артек? Неужели только природой и хорошим коллективом? Ведь были трудности, с которыми ты справился.
– Трудности были в режиме дня. Ты постоянно работаешь на отряде с детьми. Сложно со сном. А еще поначалу сложно на некоторых организациях. То есть поставить детям какой-то номер музыкальный или танцевальный. Но это, скорее всего, из-за отсутствия опыта в этой сфере. А потом работа становится радостью.
– Значит, полюбить работу в Артеке нетрудно. Что входило в твои обязанности?
– Организовывать отрядную деятельность детей, работать на профильных отрядах (Туристический, Морской, Медиа). Надо было обучать их по направлению, так как в конце смены проводились соревнования по дисциплинам.
– И как показали себя подопечные на соревнованиях? Были победы?
– К сожалению, мы не заняли призового места – возможно, из-за отсутствия опыта в туризме.
– Скажи, пожалуйста, в чем суть профиля Морского лагеря? (К вопросу о профильных отрядах.) Что это за морское направление?
– Они учат детей плавать на шлюпке, тянуть канат, такелажить (вязать морские узлы), семафорить – и все в таком духе.
– Как здорово! И ты этим занимался?
– Да, только на туре. Я учил детей вязать туристические узлы, кокон для переноски пострадавшего, проходить веревочный парк и КТМ (комбинированный туристический маршрут).
– Ты это умел раньше или научился в лагере?
– Научился в лагере.
– А какие знания нужны для вожатого-новичка? Можно ли поехать на работу в Артек без специальной подготовки?
– Ну, в большей степени это зависит от напарников, они должны помогать в первое время на отряде, а перед сменой у вожатых проводится ШПР (Школа педагогических работников), где рассказывают обо всех нюансах в работе вожатого. И обязательно надо найти общий язык с коллективом.
– То есть все-таки можно при желании всему научиться и приспособиться к новой среде?
– Конечно.
– Скажи, в этом году, с августа по октябрь, из студентов академии ты был в Артеке один?
– Нет, туда еще ездил Дмитрий Коршаков.
– Вы как-то пересекались?
– Да, мы работали в одном лагере.
– На академическом сайте сказано, что ты командир отряда. Как это, возглавлять пусть небольшой студенческий педагогический отряд? И подобный опыт был в прошлом году? Можно ли сказать, что это значит быть старшим среди равных?
– Да, я в прошлом году тоже был командир отряда. Собирал ребят из нашей академии и общался с ними. Разговаривали о том, как проходит работа. Я не чувствовал себя старшим, думаю, у нас все были равны.
– Это очень ценно для лидера. В этом году общался только с Димой?
– По большой части, но еще с нашими ребятами, которые работали в Озерном лагере.
– Да, и кто же это?
– Наташа Илларионова, Никита Ильясов, Анастасия Штылёва.
– Это студенты, которые работали в Артеке и в прошлом году?
– Да.
– Скажи, а с детьми как ты себя ощущаешь? Как старший или сокращаешь дистанцию? И какие дети были в этом году?
– В большей степени как старший, дисциплина очень важна. В первом моем отряде были дети от 11 до 13 лет, а на профильные отряды ставят самых взрослых детей. По крайней мере, на тур и мор, 14-17 лет.
– То есть в этом году ты работал с детьми примерно в возрасте Гарри Поттера?
– Да:-)
– А было такое, что кто-то не слушался? Как ты дисциплинировал неслуха?
– Просто общался с этими детьми лично. Если не помогало, отводил на беседу к старшим вожатым.
– Разумно. В следующем году планируешь снова поехать?
– Есть желание, но тут как получится.
– Ты на последнем курсе, это может помешать?
– Да, но, может, после защиты диплома, если смогу.
– А хотел бы в дальнейшем связать с Артеком свою профессию?
– Сомневаюсь.
– И с педагогикой вообще?
– Думаю, я буду работать по специальности.
– Жму руку. Очень достойно. Давай подытожим наш разговор. Какой опыт ты получил в Артеке за эти два года?
– Я развил навыки коллективной работы, получил опыт в организационной работе, нашел много новых друзей с разных уголков России. За восемь смен столько было положительных эмоций! В детстве я не ездил в лагеря, но сейчас я бы многое отдал, лишь бы оказаться в Артеке как ребёнок:-)
– Ты, наверное, ощутил себя ребенком в Артеке – на какое-то время.
– Наверное, да.
– Что посоветуешь студентам, которые решат впервые поехать в Артек на работу?
– Настроиться на труд и получать от него удовольствие.