Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Театральная Москва

Текст - Елена Красильникова. Фото участников поездки

 

22 декабря, в день зимнего солнцестояния, знаменующий начало самых любимых новогодних и рождественских праздников, студенты и преподаватели Тверской ГСХА отправились в Москву, точнее, в Театральную Москву. Целью поездки было посещение Московского губернского театра. В последние дни уходящего Года Театра подобная поездка оказалась приятной и весьма актуальной. Наше «театральное путешествие» стало поводом поговорить еще раз о театре…

«Вы любите театр?» – с таким вопросом когда-то обратилась героиня фильма «Старшая сестра», выбравшая нелегкую профессию актрисы. Думается, что многие из нас и сегодня ответили бы на этот вопрос положительно. Причина тому скрывается в нас самих. В каждом из нас заложена игровая природа, каждый из нас – немного актер, разыгрывающий свою жизнь. «Жизнь – театр, а люди в ней актеры» – одно из ставших крылатыми выражение Шекспира, достойно стать эпиграфом к любой человеческой жизни, эпиграфом к бесконечной «человеческой комедии». 
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал сферой, доставляющей эстетическое удовольствие, школой нравственного воспитания, формирующей в человеке личность. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр тогда и сегодня обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека.

Появлению театра как самостоятельного вида искусства мы обязаны античной культуре, заложившей основы всей европейской цивилизации. Историю театра принято начинать с 534 г. до н.э. (сегодня театру исполнилось 2485 лет!), когда в Афинах были организованы первые официальные драматические представления.

В древнегреческих полисах театр был величайшей гражданской силой, объединявшей общество. Подобное отношение к театру сохранится в последующей истории европейской культуры, в которой театр по праву займет достойное место. Последнее имеет прямое отношение и к русской культуре. 
В свое время русский драматург А.Н. Островский сказал: «…национальные театры есть признак совершеннолетия нации, так же, как и академии, университеты, музеи». Совершеннолетие нации есть ее духовная состоятельность, культурная зрелость, значимость, дающая возможность каждому гражданину чувствовать свою причастность к своей культуре (культурно идентифицировать себя), возможность гордиться ею, а значит, и собой.

Годом рождения русского театра принято считать 1757 год, когда при Московском университете, сразу после указа императрицы Елизаветы Петровны, открылся «Русский для представления комедий и трагедий театр». 
Сегодня в Москве насчитывается более 150 театральных актерских объединений. В нашей коллекции «театральных путешествий» тоже есть достойное количество московских театров, в которых мы побывали за последние годы. Как правило, мы стараемся посетить разные театры: классические, традиционные и авторские, модернистские.

На этот раз мы вновь решили посетить один из самых молодых московских театров, театр, соединивший классическую драматургию с авторским искусством, – Московский губернский театр, начавший свое существование в 2013 году. За 6 сезонов Губернский театр обогатил свою афишу рекордным количеством спектаклей: более 30 новых названий появилось на Большой и Малой сценах, среди них заметную роль играет классика и современная драматургия.

Но тогда, в 2013 году, для своего первого спектакля С. Безруков выбрал две пьесы Островского – комедию «Бешеные деньги» и драму «Бесприданница», объединив их общим названием «Нашла коса на камень». В пьесах А.Н. Островского, написанных с разницей девять лет, много схожего – и красавицы-невесты, и толпа ухажеров, и бешеные деньги, которые предлагают за любовь. Для обострения фона режиссер ввел Егора Дмитриевича Глумова, героя первой социальной сатиры «На всякого мудреца довольно простоты». Вслед за Островским режиссер показывает общество обаятельно-беспечное, болтливое, шумное. В нем вращаются и купцы Кнуров и Вожеватов, обсуждающие покупку парохода и красавицу Ларису Огудалову, и предприниматель из провинции Васильков, безнадежно влюбленный в Лидию Чебоксарову. Истории Ларисы из «Бесприданницы» и Лидии из «Бешеных денег» тесно переплетаются: сцены обеих девушек с маменьками, а потом и с женихами следуют друг за другом. Чебоксаровы разорены, Лидия тоже осталась без приданого, и поначалу кажется, что Васильков для нее такой же позор, как и Карандышев для Ларисы. 
Для режиссера С. Безрукова комедия – это не только жанровое определение пьесы. Это и качество жизни, где каждый из героев имеет определенную (и понятную нам) социальную роль. И, как и подобает комедии, в пьесе очень много музыки, причем разной: играет духовой оркестр, звучит скрипка, герои музицируют на пианино, поют романсы и арии. Все это придает действию объем и глубину, подчеркивая важные моменты спектакля и жизни персонажей. Кроме того, богатое убранство сцены и соответствующие костюмы сразу говорят об уровне спектакля, настраивая зрителя на нужный лад и оказывая влияние на восприятие всего происходящего на сцене.

В одном из предпремьерных интервью Сергей Безруков повторил фразу Г.А. Товстоногова, что успех спектакля в первую очередь зависит от точного назначения актеров на роли, и, глядя в этом спектакле на главную пару Андоленко – Дюжев, можно убедиться в истинности этих слов. 
Ну и конечно, Сергей Безруков не был бы Сергеем Безруковым, если бы оставил зрителей без жизнеутверждающего финала – такого, где расчет расчетом, а чувства чувствами. Финала, дающего нам надежду на долгую и счастливую жизнь четы Васильковых в любви и согласии. И, по-моему, именно такого финала и ждали все зрители в зале, встретившие его восторженными криками и аплодисментами.