Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Поездка в Троице-Сергиеву лавру

Текст, фото - Елена Красильникова


На карте нашей родины, пожалуй, нет ни одного города, населенного пункта, который не мог бы не похвалиться своими достопримечательностями, связанными с православной традицией. В каждом малом и большом городе есть свои святые места. В планах ежегодных экскурсий, организуемых Культурно-просветительским центром ТГСХА, обязательно заложено посещение этих святых мест. 
Вот и на этот раз 16 ноября студенты и преподаватели нашей академии отправились на экскурсию – в одно из самых знаковых для нашей культуры святых мест – Троице-Сергиеву лавру, крупнейший и старейший монастырь, ставший духовным центром земли русской. 
Наша поездка стала очередным поводом поговорить о религии в целом, о монашестве как явлении религиозной культуры, вспомнить имена и деяния святых Древней Руси. 
О религии много рассказано, написано. Но это явление культуры продолжает оставаться до конца непознанным. Проблема, что есть религия, остается открытой. Она относится к числу вечных проблем, как и сама религия. Религиозная культура продолжает хранить свои секреты, выдвигая все новые и новые вопросы перед учеными-религиоведами и перед каждым человеком, решившим однажды погрузиться в тайны религиозного сознания. Но безусловно остается признание роли религии в становлении человеческой цивилизации. «В духовной жизни человечества трудно найти фактор, который на протяжении веков играл бы большую роль, чем религия. В истории человечества нет ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Религия была решающим импульсом для становления многих исторических народов. При этом необходимо иметь в виду, что влияние религиозной веры распространяется не только на грандиозные исторические движения и социальные потрясения, но и на интимнейшие стороны человеческого сердца» (А. Мень). А потому на ранее поставленный вопрос, что есть религия, можно ответить еще и словами Л.Н.Толстого: «Религия – есть не что иное, как ответ на вопрос о смысле жизни…» 
Религия сыграла особую роль в истории отечественной культуры. Среди историков-культурологов существует мнение, что история русской культуры только и началась после принятия христианства на Руси, и дата Крещения – 988 г. – становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. 
Принятие православия имело большие последствия для становления русской культуры. Оно изменило сознание русского человека, сформировало особый православный образ жизни. С принятием православия на Руси появляются храмы, воздвигнутые по византийскому образцу. Вместе с византийскими мастерами в русскую культуру начинает проникать религиозная живопись, прежде всего, иконопись. Благодаря принятию православия Русь получила старославянскую письменность. На Руси появились первые книги: переводное Остромирово Евангелие, летописи (Повесть временных лет), житийная литература. Русская житийная литература создала целую галерею героев святых, мучеников и подвижников, среди которых особое место занимает Сергий Радонежский, выразитель нравственного идеала, объединивший в себе отшельничество с активным подвижничеством, служение вере и государству, основавший в 1337 году Троице-Сергиев монастырь. 
Известно, что к этому времени на Руси было уже много монастырей: в Киеве их насчитывалось около 20, почти столько же в Новгороде; немало монастырей было и в других древнерусских городах. Но все они имели особножительный устав: монахи жили на одной территории, но изолированно, каждый в своей келье устраивался так, как позволяли ему средства. Сергий первым на Руси в своем монастыре вводит устав общинножительства. Согласно этому уставу предусматривалось имущественное равенство монахов, которое достигалось благодаря отсутствию у них какой-либо личной собственности. Всем достоянием монастыря распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. При Сергии монастырь стал превращаться в церковно-хозяйственную общину, владевшую землями и капиталами. Слава о Троицком монастыре быстро распространялась по земле русской. И еще при жизни Сергия он стал называться Лаврой, в смысле монастыря большого, знатного и богатого. 
Чем еще был велик Сергий? В чем еще заключалось его подвижничество? Прежде всего, Сергия Радонежского ставят в число тех деятелей Древней Руси, которые ратовали за идею объединения русских земель. Сергий не только ратовал, но и активно реализовывал эту идею. Особое место в его биографии занимает одно важное событие, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция. В августе 1380 года, преданный своими недавними союзниками, московский князь Дмитрий Донской, нуждаясь в моральной поддержке и благословении на борьбу с врагами, отправился к Сергию. Великий старец не только ободрил князя и предрек ему победу, но даже отправил с ним двух своих монахов, Пересвета и Ослябю. 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва. Поколение, которое стояло на поле Куликовом в ожидании битвы, назовут поколением учеников Сергия. Пока шла битва на поле Куликовом Cергий Радонежский оставался в храме и чудесным образом видел весь ход сражения. 
Умер Сергий 25 сентября 1392 года. Уже вскоре после кончины Сергий стал почитаться как святой. В 1422-1423 гг. над его могилой был выстроен сохранившийся до наших дней каменный собор во имя Троицы. Росписи собора и его иконостас были выполнены артелью под началом Андрея Рублева. В том числе и знаменитая икона А. Рублева «Троица» была написана для этого собора. Многие московские цари считали Сергия своим небесным покровителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье, делали сюда богатые вклады. Так, Иван Грозный пожертвовал большие деньги на строительство Успенского собора. Этот собор ХVI века строился 20 лет и достраивался на народные деньги. В ХVI веке была воздвигнута трехметровая каменная стена, превратившая монастырь в неприступную крепость. Таковым монастырь стал, выдержав продолжавшуюся 16 месяцев польско-литовскую оккупацию (1608-1610 гг.) 
Ну а самому Сергию Радонежскому суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих последователей, но также и в истории Российского государства. Историк Ключевский в свое время написал: «Есть исторические имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния, которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они, перерастают в идею». Личностью такого уровня был Сергий Радонежский, «духовный пастырь всей Российской церкви», смиренный игумен Троицкой обители.