Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

За стариной в Старицу

Текст - Елена Красильникова. Фоторепортаж участников поездки

 

Есть на карте России такие города, которые уже только своим названием завораживают, привлекают. Один из них с ласковым названием – Старица, куда мы, студенты и преподаватели Тверской ГСХА, 23 марта отправились в очередную нашу экскурсию. Город, основанный еще в 1297 году Михаилом Ярославичем как крепость на реке Старице, расположился на восточной окраине Валдайской возвышенности, в 65 км к юго-западу от Твери. До начала XVI века Старица обычно именовалась Городок. Закрепившееся за городом впоследствии название «Старица» дано по его расположению на одноимённой реке.

Существует предание, что на месте города Старицы когда-то находился город тоже с ласковым названием – Любим. Но его, как и многие древнерусские города, ожидало суровая судьба: город был до основания разорен татарами в 1292 году.

Одно время Старица переходила из рук тверских князей – московским и снова – тверским. Так, в XIV веке город принадлежал тверским князьям. В 1375 г., во время борьбы московского князя Димитрия Ивановича Донского с тверским, Михаилом Александровичем, Старица была разорена войсками Донского и некоторое время находилась во власти Москвы, затем снова отошла к Твери.

В 1485 году город окончательно вошел в состав Московских земель. В годы правления Ивана Грозного Старица стала одной из резиденций царя. Причем не просто официальной резиденцией, а любимым местом, где царь проводил много времени. Память об этом осталась в нескольких городских храмах, построенных в ту эпоху, и остатками уцелевшей каменной стены.

С 1775 года Старица становится уездным городом Тверской губернии. Не просто городом, а крупной пристанью на водном пути в Санкт-Петербург. В конце XIX века  в Старице насчитывалось 5396 жителей; имелось 10 церквей, 21 фабрика и завод (крупнейший из заводов — кожевенный), 124 торговых предприятия. Все изменилось с приходом Советской власти. Разрушения, начавшиеся столетие тому назад, продолжаются и сегодня. Такова судьба многих малых городов с древней историей. Они постепенно ветшают, исторические памятники разрушаются. Уходит в прошлое Древняя Русь.

И все же даже в таком запущенном виде город сохранил свое незримое обаяние, пропитанную вековой историей особую энергетику. Уже само живописное, нетронутое временем, расположение города придает ему особую привлекательность: Старица возникла на берегах Волги, где река как будто «прорезает» известняки, поэтому само русло Волги здесь довольно узкое, а берега представляют собой внушительные отвесные холмы до 50 метров высотой. Надо сказать, что старицкий известняк всегда считался качественным, так что добыча «белого камня», начавшаяся ещё в древние времена, продолжается до сих пор. Из местного камня сделаны и некоторые постройки города — как гражданские, так и церковные. И сейчас в городке можно встретить какой-нибудь отгораживающий посадки ветхий заборчик, сложенный из этого знаменитого белого камня. Камень использовался не только для местных построек, его отправляли водным путем в Тверь, Ярославль, а когда началось строительство Петербурга, отправляли и туда. Равного старицкому камню не было не только по фактуре и качеству, но и в первую очередь - по морозоустойчивости. Увы - месторождение давно истощено. Как и весь город.

В такой грустной картине современной Старицы есть и светлые моменты. Так, за последние несколько лет в городе был отреставрирован Успенский монастырь, состояние которого теперь сильно контрастирует с медленно разрушающимися историческими постройками в других частях города.

Согласно преданию, Успенский монастырь был основан в 1110 году двумя монахами Киево-Печерской лавры: «… в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Постепенно сюда пришли и другие иноки, которые образовали пустынническое братство.  Последние сведения о существовавшей здесь когда-то обители относятся к 1312 году, когда монастырь был разрушен во время междоусобной войны между тверскими и московскими князьями.

Заново монастырь был основан в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком. С 1559 года монастырём правил архимандрит Иов, уроженец Старицы, позже ставший первым Патриархом Московским и всея Руси. Значение этого человека для истории Старицы, да и всей России, трудно переоценить. Родился около 1525 года в Старице, принял постриг в Успенском монастыре, затем стал настоятелем этого же монастыря. Был возвышен Иваном Грозным и переведен в Москву, где дорос до высокой и многотрудной должности первого патриарха. Затем попал в опалу за то, что отказался признать истинного царя в Лжедмитрии, был сослан в родную Старицу для заточения в Успенском монастыре, где скончался в 1609 году и был похоронен. На месте его погребения в углу Успенского собора построили четырёхъярусную колокольню с часовней.

Расцвет монастыря относится к XVII веку. Однако в 1764 году земли у монастыря отобрали, и монахов осталось всего 12 человек. Монастырь закрыли в 1919 году, а в 1930-х годах была разобрана стена с угловыми башнями, окружавшая монастырь.

Все изменилось в 1997 году, когда  Святейший синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни». Спустя 16 лет, в 2013 году Успенский монастырь был восстановлен в первозданном виде.

Прежде всего на территории монастыря был отреставрирован Успенский собор. Историки отмечают, что этот собор очень похож на Успенский собор в Москве. Действительно это так: в свое время подобное сходство было одним из проявлений конфликтного соперничества старицкого князя с Москвой, закончившееся гибелью первого. Однако московский собор кирпичный, а старицкий – белокаменный из местного известняка.

Величие собора приводит нас в благоговейное настроение, и мы тихонько заходим внутрь. В Успенском соборе покоятся мощи местночтимой святой - преподобной старицы Пелагеи, которая по преданию являлась то ли матерью, то ли сестрой святителя Иова, первого патриарха Московского и всея Руси. В 1652 году по велению царя Алексея Михайловича  мощи  Иова торжественно перенесены были из Старицы в Успенский собор Московского Кремля. А потому мы сегодня можем видеть только саму гробницу.

Экскурсовод рассказал нам о том, как святитель Иов, сам бывший человеком исключительной для того времени образованности, помогал стремящимся к знаниям учащимся. Действовать надо так: берете щепотку песка (а песок там образуется постоянно от разрушения известняка) с надгробной плиты, чуть-чуть посыпаете на голову, а чуть-чуть - на страницы учебника по предмету, по которому предстоят экзамены. Пятерка обеспечена!

Еще одним украшением монастыря стал Введенский храм, построенный в 1570 году по приказу Ивана Грозного. Царь любил Старицу, ласково называл ее "любим-город" и частенько наведывался в Успенский монастырь. Введенский храм - единственный храм в монастыре, который изначально построен теплым, к тому же двухъярусным, с просторными трапезными палатами. В нижней части храма размещались поварня, кладовые, погреба. Теперь там расположился конференц-зал, в котором в праздничные дни проводятся концерты, которые представляет созданный монастырем духовно-просветительский центр "Образ", и прочие публичные мероприятия.

Справа от ворот - здание монастырской трапезной и гостиница для паломников. В округе и не только хорошо известно, что в монастыре пекут восхитительные пирожки и вкусный хлеб, ржаной, пшеничный. Можно купить и взять с собой, но это если повезет - выражение "разлетаются, как горячие пирожки" здесь следует понимать в буквальном смысле.

Слева от Успенского собора разместилось желтое здание третьего храма обители - Троицкого. Он был построен значительно позже, в 1819 году, по инициативе и на средства генерал-майора Алексея Тутолмина, который очень желал устроить в Старицкой обители усыпальницу для своих родителей. Как именно ему удалось получить разрешение на то, чтобы пристроить храм совершенно иного стиля вплотную к Успенскому собору 16 века, остается загадкой.

Троицкий храм двухэтажный, на первом этаже - усыпальница, наверху - собственно храм с алтарем, в центре второго этажа - отверстие, через которое можно видеть гранитный обелиск с двумя саркофагами, стоящие в нижней части. Архитектор, видимо, был очарован парижским Домом инвалидов. Раньше рядом с надгробиями стояли бронзовые скульптурные изображения плачущей женщины, весов и правосудия (сейчас они находятся в Тверской областной картинной галерее).

Удивительно: монастырь занимает совсем небольшую территорию, а провести здесь можно целый день. Время летит незаметно, и думается, что для того, чтобы лучше узнать историю этого удивительного места и большую историю малого города, нам понадобится еще не один раз приехать сюда.