Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Возвращение в Элладу (Музей + Театр)

Текст - Елена Красильникова. Фото - участники поездки



Уже стало доброй традицией в первом месяце нового года в рамках проекта «Музей + Театр» совершать поездку в Москву. На этот раз мы ее организовали под девизом «Возвращение в Элладу». На то есть своя веская причина. Она заключается в непреходящей актуальности античной культуры. Значение и роль Античности со временем не уменьшается, напротив, чем дальше мы уходим от этой удивительной эпохи, тем больше осознаем роль ее в истории культуры. Поэтому возвращаться в Элладу - «детство человеческого общества», постигать «великое греческое чудо» всегда полезно и приятно.
Наше «возвращение в Элладу» включало экскурсию по античным залам Государственного музея истории искусств им. А.С. Пушкина (Пушкинского музея) и посещение спектакля «Калигула» в Московском Губернском театре.
Музей, который мы посетили, считается одним из самых уникальных музеев страны. Государственный музей истории искусств им. А.С. Пушкина занимает второе место, после Эрмитажа, по количеству и качеству собраний произведений зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Уникальна уже сама идея музея, его концепция – в едином музейном пространстве дать представление о всем мировом искусстве, стать учебным пособием по истории искусств. И чтобы это «пособие» было доступным для всех граждан!
Заслуга создания этого музея принадлежала Ивану Владимировичу Цветаеву, доктору римской словесности и историку искусства, профессору кафедры теории и истории искусства Московского университета. Именно он сумел пробудить общественный интерес к созданию музея классического искусства, собрать средства, добиться постройки музейного здания в центре города и подобрать для него нужные коллекции. Двадцать пять лет жизни отдал замечательный русский ученый этому благородному делу.
Музей строился 14 лет, с 1898 по 2012 год. Согласно легенде, первым посетителем ещё закрытого музея стал истопник Алексей, работавший у Ивана Цветаева и попросивший показать ему музей. Известно, что до начала XX века вход в учреждения культуры простолюдинам был запрещён. Легенда подтверждает замысел создателей музея сделать его общедоступным. Официальное открытие Музея изящных искусств имени Александра III состоялось 31 мая 1912 года в присутствии Николая II и его семьи. Открытие вызвало большой интерес со стороны общественности: в первые годы средняя посещаемость составляла 700—800 человек в будние дни, а в выходные — 2500 человек. Основной аудиторией музея были преподаватели, студенты, представители интеллигенции и духовного сословия.
В 1937-м музею было присвоено имя Александра Пушкина — в честь столетней годовщины со дня смерти поэта. 31 мая 2012 года состоялся 100-летний юбилей Пушкинского музея. В 2018 году экспозиция музея насчитывала более 700 тысяч предметов, представляющих историю мирового искусства от древних цивилизаций до современной культуры.
Когда-то Марина Цветаева верно и точно сказала об отце: «Мечта о музее… началась в те времена, когда мой отец, сын бедного сельского священника села Талицы, двадцатишестилетним филологом впервые вступил ногой на римский камень. Но я ошибаюсь: в эту секунду создалось решение к бытию такого музея, мечта о музее началась, конечно, еще до Рима – еще в разливанных садах Киева, а может быть, еще в глухих Талицах Шуйского уезда, где он за лучиной изучал латынь и греческий. «Вот бы глазами взглянуть!» Позже, узрев: «Вот бы другие (такие же, как он, босоногие) могли бы глазами взглянуть!». Нам повезло: мы своими глазами увидели уникальные коллекции античных залов Музея, созданного для нас нашими великими соотечественниками.
«Возвращение в Элладу» включало и посещение театра. В нашей театральной коллекции уже есть большое количество московских театров, в которых мы побывали за последние годы. На этот раз выбор пал на молодой театр - Московский Губернский, начавший свое существование в 2013 году, под руководством народного артиста РФ Сергея Витальевича Безрукова.
Спектакль «Калигула», который мы посмотрели, был поставлен режиссером Сергеем Землянским по мотивам одноименной пьесы Альберта Камю. Между первоисточником и постановкой есть отличие. Если Камю в своем произведении описывает жестокость императора Калигулы, возомнившего себя выше Бога, то спектакль исследует внутренний мир героя, пытаясь понять мотивы его жестоких поступков.
Режиссер воспроизвел на сцене пьесу французского писателя в необычном жанре «пластической драмы» (без слов!), на стыке трех театральных жанров: драматического спектакля, танцевального театра и выразительных эмоций пантомимы. Жанр спектакля - пластическая драма - диктует свои правила: все события, характеры и чувства героев передаются только движениями, музыкой и визуальными эффектами. Спектакль очень красивый и в полной мере отражает античный культ красоты и здорового тела. Декораций немного, зато костюмы и головные уборы героев просто роскошны. А потрясающая музыка задавала ритм действию, раскрывая смысл и усиливая накал и драматизм сюжета.
Нелегко кого-то отдельно выделить среди актёров в столь сложной постановке: каждый при помощи движений и жестов смог не только рассказать свою историю, но и заставить задуматься. Но безусловной звездой спектакля, конечно, явился Калигула – Станислав Бондаренко.
Сюжет спектакля и его постановка оставляют тяжёлое чувство, но вместе с тем дают пищу для размышления о вечных вопросах: природе жестокости, о сущности власти, об истинной и ложной свободе. Диалог с историей продолжается. И каждый находит свой ответ и делает свой выбор. А Театр всегда был и остается верным помощником человеку в этом трудном деле…