Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Культурно-просветительский центр ТГСХА: Путешествие по святым местам Тверского края

Текст, фото - Елена Красильникова


Проблема, что есть религия, что это за удивительное чувство, формирующее целые религиозные направления, течения, институты, государства, определяющее частную жизнь отдельного человека, остается открытой. Мы, живущие в светском государстве, можем не испытывать подобного религиозного чувства, но мы обязаны к нему относиться с уважением. А для того, чтобы уважение было неформальным, необходимо как можно больше знать о религии, посещать святые места.
Известно, что религия сыграла особую роль в истории отечественной культуры. Среди историков-культурологов существует мнение, что «история русской культуры только и началась после принятия христианства на Руси, и дата Крещения – 988 год – становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. Принятие православия имело большие последствия для становления русской культуры. Оно изменило сознание русского человека, сформировало особый православный образ жизни. Понятие православный становится синонимом русского, становится основой формирования национального характера.
Присутствие православия в отечественной культуре сохранилось и по сей день. На карте нашей родины, пожалуй, нет ни одного города, населенного пункта, который не мог бы не похвалиться своими достопримечательностями, связанными с православной традицией. В каждом малом и большом городе есть свои святые места. Такие места в большом количестве есть и в нашей Тверской области, в частности, в Вышневолоцком районе, куда мы отправились 10 ноября на очередную экскурсию, организованную Культурно-просветительским центром ТГСХА.
Наша первая остановка – Собор Богоявления Господня, расположившийся на острове, образованном рукавом реки Цна и обводным каналом, в центральной части города. Первая деревянная церковь Богоявления Господня построена была еще в середине XVIII века. А вот кирпичный храм в стиле ампир был возведен уже в 1810-1814 годах и освящен в честь Богоявления Господня. В середине века этот храм почти полностью был перестроен в стиле эклектики и псевдорусском стиле на средства прихожан и приобрел безупречную четкость линий и архитектурное совершенство. К счастью, архитектурный комплекс уцелел в советские времена, хотя здание использовалось не по назначению. В храме (в иконостасе и киотах) сохранились иконы XVII—XVIII веков, в том числе главная святыня вышневолоцкой земли – резной образ Николы Чудотворца. Сегодня Богоявленский собор является главным действующим храмом Вышнего Волочка, духовным оплотом православных горожан и одной из главных достопримечательностей города.
Гордостью Вышнего Волочка был и остается Казанский монастырь (наша вторая остановка). Это православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери, основанный в 1881 году на окраине города. Здесь в свое время хранились два чудотворных образа Пречистой Богородицы: Казанская Вышневолоцкая икона, явленная в граде Вышнем Волочке, и Древняя икона «Андрониковская», или Греческая, по преданию, это один из трех образов, написанных евангелистом Лукою. В обители на средства праведного Иоанна Кронштадсткого был воздвигнут единственный в мире и в России Собор в честь Царицы Небесной «Андрониковской». Чин заложения камня в основание собора, а также его торжественное освящение совершил праведный Иоанн Кронштадский.
В 110 км от Вышнего Волочка расположился еще один значимый для Тверского края монастырь – Николо-Теребенский, куда мы и отправились. Этот монастырь был основан во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах монастырь был закрыт, а с середины 1990-х годов возрождается как женский. Главный храм – Никольский, воздвигнутый в честь чудотворного образа Святителя Николая в 1836 году на месте прежнего деревянного храма. Церковь расписывали искусные мастера, среди которых наряду с иноками Николо-Теребенской обители трудились калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов и Алексей Васильевич Тыранов, а также известные живописцы Алексей Гаврилович Венецианов и Григорий Васильевич Сорока. К написанию удивительной красоты фресок на библейские мотивы причастен знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов. При монастыре была духовная семинария. На клиросе в Никольском соборе пел знаменитый Фёдор Шаляпин. Здесь бывала и семья царя-мученика Николая II. При монастыре была большая библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных.
У этого монастыря удивительная история. По преданию еще в 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее для этого место, и, положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте – недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. На месте, указанном самим Угодником, сначала выстроили деревянную церковь, а позже на этом месте появился Николо-Теребенский монастырь.
На обратной дороге мы посетили еще одно святое место – Николо-Столпенский монастырь. Посещение его было необходимым: именно этот монастырь относится к числу древних обителей в окрестностях Вышнего Волочка, возникших в XV-XVI вв. Николо-Столпенский монастырь был основан на берегу Тверцы. В восьми километрах от вышнего Волочка. Монастырь, как его еще величают, «Николы у столпа» впервые упоминается в 1581 году. Народное предание связывает возникновение обители с Иваном Грозным. Последнее гласило: «Ехал царь Иван из Новгорода в Москву и вёз с собой резную икону Николая Чудотворца. Но вдруг на Белом Омуте остановились кони, которые везли икону Николая Чудотворца, и не пошли дальше. Впрягли других коней и те тоже остались стоять на одном месте. И воскликнул тут царь: «Будь же ты, Никола, столб!», что значило: «Оставайся на этом месте навсегда». И повелел основать монастырь». Главная святыня монастыря – рельефная икона Николая Чудотворца, которую принято датировать XVI веком. В отличие от других подобных изображений Святителя вышневолоцкий образ имеет характерную особенность: образ Николая Чудотворца имел в правой руке вместо креста меч.
Так, наше паломничество, начавшееся с образа Николая Чудотворца, завершилось образом этого же святого. С древних времен он считался покровителем путешественников, а значит и нас, участников необыкновенной поездки по святым местам Тверского края…