Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Новости Культурно-просветительского центра академии

Текст - Елена Красильникова. Фоторепортаж - Рустам Нурмаммедов

 

Новый театр + новый музей

 

Проекту «Театр+музей», насчитывающему уже три года, на этот раз мы решили придать новое звучание «Новый театр+новый музей». Это не отменяет прежней концепции нашего проекта: знакомство с такими институтами культуры, от которых зависит совершеннолетие нации. Более того, мысль, высказанную Н.А. Островским по поводу театрального и музейного искусства еще в XIX веке, мы решили проверить, познакомившись с новым театром и новым музеем. Могут ли такие древние формы культуры, как театр и музей, быть новыми и актуальными для современной молодежи? На этот вопрос, конечно, отвечать будете вы, рожденные в XXI веке. Найдете ли вы в своей бурной жизни, полной соблазнов, даруемой массовой культуры, место для театра или музея? Наша задача, привлечь ваше внимание к этой теме, подтолкнуть к тому, что всегда наполняло жизнь человека важным смыслом, помогало стать человеком своей истории и своей культуры.
Театр, который мы выбрали на этот раз, если смотреть на дату основания - 1921 год, совсем не новый. Театр Вахтангова в 2016 году отметил свой 95-летний юбилей! Но по своей сути этот театр был и остается «новым», прежде бы сказали «революционным». Творить и открывать «новое» вместе со своим народом – таков был профессиональный стержень основателя театра Евгения Богратионовича Вахтангова.
А началось все в конце 1913 года, когда несколько студентов из разных московских учебных заведений решили создать «Студенческую драматическую студию» и играть по модной тогда системе Станиславского. И взялся за это ученик Константина Сергеевича Станиславского Евгений Багратионович Вахтангов. Первой постановкой стала пьеса Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Репетировали где придётся, в основном на квартирах друг у друга. 26 марта 1914 года состоялась премьера. Спектакль полностью провалился, а руководство МХТ запретило Вахтангову работать с непрофессиональными студийцами. Но запреты оказались бессильны. Новые репетиции стали проводиться тайно в квартире в Мансуровском переулке. Позже одна из студиек выберет себе сценический псевдоним по имени этого переулка, с ним и войдёт навсегда в историю сценического искусства — Цецилия Львовна Мансурова, легендарная первая исполнительница роли принцессы Турандот — но это будет позже.
13 сентября 1920 года студия Вахтангова была принята в семью Художественного театра под именем «3-й студии МХАТ». Первым спектаклем стала постановка пьесы Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония». Успех постановки был отмечен критиками и вскоре студия открыла собственное помещение на Арбате, дом № 26, где и находится по сей день.
Молодая студия искала пьесы, соответствующие новому революционному времени. А время менялось стремительно. На борьбу с постреволюционной разрухой пришёл НЭП. В драматургическую моду стремительно вошли пьесы лёгких жанров. Кому первому пришла в голову мысль поставить сказку Карло Гоцци«Принцесса Турандот», трудно сказать. Поначалу никто к этому всерьёз не отнёсся. При обсуждении пошли шуточки. А для их литературной обработки и придумывания интермедий был приглашён Николай Эрдман. Так, с современными шуточками, и начались репетиции спектакля, которому предстояло стать символом нового театра.
Это был не просто успех: фурор, ликование, бесконечные овации. Причем успех „Принцессы Турандот“ был универсальным: у интеллигентной арбатской публики и студенческой молодёжи, у рабочих и нарядно одетых нэпманов — всех закружил и сделал ненадолго счастливыми нехитрый сказочный мотив. Позже вышли духи „Принц Калаф“, на вечеринках повсюду танцевали под вальс „Турандот“ — спектакль знали все.
Это был первый и последний успех Вахтангова. Вскоре после премьеры режиссера не стало. Критика в эти дни писала: «Умирая, он создал спектакль такой невероятной жизненной силы, такой счастливой победительности, что казалось, смерти — не бывает. Вахтангов преодолел её в искусстве!»
В 1922 году, сразу по смерти Вахтангова, актёры избрали свой художественный совет, отстоявший самостоятельность театра: студия стала называться «Государственной академической студией имени Евгения Вахтангова». Именно то огромное желание вахтанговцев быть вместе и не отдать свой театр в чужие руки привела к атмосфере студийности, дружбы, верности друг другу, которая ещё долгие годы существовала в театре Вахтангова.
Стремительно менялось время, революционный пафос менялся на НЭП, затем последовали сталинские годы. В театре сменялись режиссёры, проходили удачные и не очень спектакли, определившие два основных направления развития театра — лёгкая праздничность, завещанная Вахтанговым, и серьёзный психологизм. В 1939 году художественным руководителем театра был назначен Рубен Николаевич Симонов. «Личность руководителя многое определила в дальнейшем пути театра. Необыкновенно яркая и разнообразная одаренность Рубена Симонова, его музыкальность, редкостное чувство ритма, грация, деликатные манеры и притом сложный, с восточными обертонами, характер — все это оказало влияние на несколько поколений вахтанговских артистов. Кто знает, как повернулась бы судьба театра, если бы тогда назначен был не Симонов? Был бы путь вахтанговцев ординарнее или ярче? Гадать нет смысла — историю не переделать».
В 1963 году, к 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского и 80-летию Е. Б. Вахтангова, Р. Н. Симонов возобновил «Принцессу Турандот» — в той же постановке, но с новыми актёрами. И соответственно, новыми современными шутками. И театр Вахтангова обрел второе дыхание, став одним из самых популярных и успешных театров в России. Его успех во многом был предопределен особой семейной атмосферой, царившей среди актеров еще со времен самого Вахтангова. «Что-то такое вдохнул Вахтангов в своих учеников, что атмосфера студийности, которую он всегда почитал главной, долго не покидала созданный им театр. Конечно, случалось всякое: ссоры, споры, бурные выяснения отношений на собраниях. Но для тех, кто тут работал, театр был не просто делом — он был их жизнью. И как бы ни относились эти люди друг к другу, любовь к своему театральному дому объединяла всех. На премьерах обязательно дарили всем подарки — даже ученикам школы, впервые вышедшим в массовке. Вместе пешком возвращались после репетиций домой, а жили почти все поблизости, в доме номер 8-а по Большому Левшинскому переулку. … Этот уклад ежедневной жизни казался почти патриархальным, но совсем иным, чем, например, долго сохранявшиеся тяжеловатые семейные традиции Малого. Вахтанговцы были людьми своего времени: среди актёров встречалось немало людей образованных, оригинальных, умных, прекрасных ораторов. Женщины как на подбор были очень эффектны — внешности вахтанговцы всегда придавали большое значение. Много лет сохранялась традиция вместе встречать Новый год, хотя у всех давно были свои семьи. Без театра не представляли себе жизни».
Конечно, успех театра был обусловлен и яркими уникальными актерами, служившими в этом театре. Вот имена некоторых из них: Москвин В.И., Мочалов И.А., Охлопков Н.П., Мансурова Ц.Л, Целиковская, Ульянов, Лановой, Этуш, Яковлев, Максакова Л.В., Борисова Ю.К., Вертинская А.Н. Маковецкий С.В.
В 1987 году театр возглавил один из ведущих актёров театра Михаил Ульянов и руководил им до самой смерти в 2007 году. За это время опять был возобновлён спектакль «Принцесса Турандот» (1991) уже в новом составе и с новыми «перестроечными» комментариями; в театре работали много интересных режиссёров, было поставлено много совершенно неожиданных по стилистике спектаклей… До сих пор каждый спектакль театра предваряет записанный на магнитофон голос М. А. Ульянова: просьба к зрителям выключить мобильные телефоны перед входом в зрительный зал и началом спектакля.
Художественный руководитель театра в настоящее время — Римас Туминас. Директор – К.И.Крок. Именно при них театр обрел новую сцену, оборудованную по последнему слову техники с залом-трансформером на 250 мест. На новой сцене – идут новые пьесы. Все как задумал в свое время Вахтангов. Театр продолжает жить со своим народом, в ногу со своим временем…
А вот музей, который мы решили посетить, действительно НОВЫЙ!
Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) / Московский дом фотографии — музейно-выставочный комплекс и первый российский музей, специализирующийся в области фотографии. Он был основан в 1996 году Правительством Москвы по инициативе Ольги Свибловой, которая стала директором МДФ.
В 2003 году Московский Дом фотографии был преобразован в Мультимедийный комплекс актуальных искусств. В 2018 году музей отметит свое 15-летие в новом качестве.
За последние годы Мультимедиа Арт Музей организовал и принимал готовые проекты более 1500 выставок российской и зарубежной фотографии в Москве, регионах России, странах зарубежья, среди которых выставки мастеров российской и западной фотографии: Александра Родченко, Георгия Петрусова, Макса Пенсона, Дмитрия Бальтерманца, Анатолия Егорова, Всеволода Тарасевича, Helmut Newton, Henri Cartier-Bresson, Brassaï, Nobuyoshi Araki, Annie Leibovitz, Nan Goldin и многих других.
Раз в два года (по чётным годам) MAMM проводит месяцы фотографии в Москве — «Фотобиеннале». По нечётным годам в то же самое время проходит другая биеннале — фестиваль «Мода и стиль в фотографии».
Фонды музея «Московский Дом фотографии» на сегодняшний день насчитывают более 80 тысяч оригинальных отпечатков и негативов. В коллекции MAMM находятся работы известных русских фотографов — Александра Гринберга, Макса Пенсона, Юрия Ерёмина, Ивана Шагина, Анатолия Егорова, Дмитрия Бальтерманца и других.
Сегодня Мультимедиа арт музей (МАММ) можно считать одним из наиболее популярных музеев современного искусства в столице. Жители столицы считают музей потрясающим современным местом в Москве, куда хочется постоянно ходить, где всегда интересно, где нет рутины, скуки, где тебя ждет что-то новое, познавательное. В этом музее интересно не только тем, кто увлекается фотографией, а всем, кому интересно жить.

Фоторепортаж Рустама Нурмаммедова