Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Студенческое эссе об экологии

Екатерина Кириллова
Книги о животных и белый носорог

С самого детства мне нравилось читать. Первая книга, которая произвела на меня глубокое впечатление, – это Вера Чаплина, «Питомцы зоопарка». История маленькой львицы Кинули настолько меня захватила, что я тут же решила стать смотрительницей зоопарка. После этого я полюбила животных навсегда.
Круг моего чтения постепенно расширялся и включал не только художественные книги, как «Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан» Жюля Верна, но и научные: Валентин Сергеевич Пажетнов – «Моя жизнь в лесу и дома», «Мохнатое чудо», Игорь Иванович Акимушкин – «Мир животных» и серию книг Бернгарда Гржимека – «Для диких животных места нет», «Братья меньшие», «Дикое животное и человек», «От кобры до медведя гризли».
Читая книги о животных, я стала задумываться о проблемах экологии, о вымирании видов. И кажется, нашла единомышленника. Бернгард Гржимек – искренний борец за охрану животных. Его называют Бремом XX века. На смену колоссальному труду Брема под названием «Жизнь животных» пришла Энциклопедия жизни животных Гржимека.
Профессору удалось увидеть одну из самых захватывающих картин – миграцию копытных: антилопы Гну, газели Гранта, зебры. И можно было различить даже хищников, львов. Причем шло не двадцать голов, к примеру, газелей, а более тысячи. К тому же на все это великолепие смотрели с самолета. У Гржимека и его сына Михаэля была одна цель. Тогда стоял вопрос о сокращении территорий некоторых национальных парков Африки, в том числе и Серенгети. Нужно было научно обосновать границы заповедников. Площадь исследований составила миллион гектаров. Гржимек впервые оценил популяцию африканских животных при помощи наблюдения с воздуха.
Об одном из них профессор особенно переживал – о белом носороге.
Это второй по величине сухопутный зверь после слона – добродушный, доверчивый великан, без естественных врагов. Человек же практически истребил его. Хочется добавить, что определение «белый» не соответствует действительности. На самом деле он серого цвета, в точности как «черный» носорог. «Сейчас уже невозможно выяснить, за что они получили свое неподходящее название», – пишет профессор Гржимек в упомянутой книге («Для диких животных места нет»).
Популяция белого носорога сократилась не только из-за браконьерства. Виновато еще человеческое суеверие. «Если какому-нибудь виду припишут какие-то необычные свойства – он пропал», – говорит профессор. Так случилось и с носорожьим рогом. Например, китайские аптекари рекомендуют его как средство от импотенции. Еще говорят, что если рог положить в жидкость с ядом, она вспенится, открыв злой умысел.
Однако уникальность рога в другом. Как я выяснила, рога могут иметь разное происхождение. У козы они насажены наподобие ножниц на длинный костный стержень и растут из черепа, а у носорога – это утолщение кожи, чем-то похожее на тесно сплетенные, склеенные волосы. Так что, если рог сломался, не беда. Ровно через год отрастет новый.
Еще в белом носороге меня привлекла одна особенность поведения. «Носороги весьма консервативны – различные новшества им часто бывают не по вкусу. Так, в резервате Хлухлуве один носорог как назло повадился ходить в приусадебный сад смотрителя парка и старательно вытаптывать все иностранные растения вроде олеандра. Отечественные же растения он не трогал».
А как сейчас обстоит дело с популяцией белых носорогов? Плохо. В интернете я нашла небольшую статью о последнем носороге северного подвида по кличке Судан. Ему исполнилось 44 года. Для носорогов это глубокая старость. Из-за браконьерства в дикой природе почти не осталось сородичей этого животного, только две самки в Ол Поджета. Носорог Судан содержится в том же заповеднике. Для сохранения биологических материалов собирают 9 миллионов долларов. Но есть и небольшая радость. В целом вид вне угрозы вымирания: потомство северного подвида можно вывести с участием южного.
Вот так книги заинтересовали меня природой и судьбами животных. Уверена, впереди еще много открытий и я смогу что-то сделать для сохранения земли.